iconamaster@yandex.ru

Декоративно-прикладное искусство церковное

Драгоценные оклады Московской Иконописной Мастерской

    Оклады и ризы.

    Окладами или ризами называются ювелирные украшения поверх изображения на иконах, которые повторяют образ, находящийся под ними. В древности оклады изготавливались из драгоценных материалов: золота, серебра, драгоценных камней, которые подносили как бы в дар иконе и ее первообразу, усиливая сакральность образа. Но позднее, оклады стали изготавливать и из латуни и меди, которую серебрили и золотили.Зачастую при этом оклад закрывал почти все изображение, оставляя открытыми только лики и кисти рук.

    Древние оклады закрывали только поля и фона иконы, оставляя открытым сам образ. Они украшались богатым венцом,коруной и гривенкой с цатами,кастами с камнями – самоцветами, различными многочисленными драгоценными привесами, причельем, жемчужной обнизью,дробницами и килевиднымиили овальными клеймами, монетами и панагиями, шитыми жемчугом и драгоценными камнями рубашками. Поэтому такие украшения называлисьокладами. Они помещались в красивые резные или расписные кивоты, к которым подвешивались шитые пелены и покровы.

    С конца 17 века, новообрядческие церковные и государственные реформы с протестантским душком подорвали древнюю традицию прославления и украшения икон. Древние привесы на иконах и пелены изымались властью. Сохранилась лишь возможность украшать икону простейшим чеканным окладом. Поэтому,начиная с 18 века, цельные сплошные оклады, закрывающие большую часть изображенияиконы, получилиширокое распространение и стали называться ризами.

    Ювелирные техники,используемые в окладах икон,весьма разнообразны:плоскостная и объемная чеканка,литье,плоскостнаяи объемная скань, перегородчатая эмаль, расписная эмаль, огранка драгоценных камней, золочение, чернь, басма – штамповка, золотая наводка по меди и многие другие.

    Мастера Московской Иконописной Мастерской в своей работепо воплощению драгоценных окладов на иконы опираются на древние традиции мастеров 16 - 17 веков, часто выбирая за образцы иконы времен Иоанна Грозного и Бориса Годунова. Но так же мы используем опыт ювелиров фирм Фаберже, Оловянникова и т.п. Серьезным ноу- хао стало изготовление окладов из фарфора ручной лепки, расписанных солями металлов и золотым люстром, имитирующих шитье речным жемчугом. Подобные оклады повторитьникто не может.

    Читать далее
    СВЕРНУТЬ ТЕКСТ