Кириков Андрей Александрович

Иконопись

Иконы старообрядцев Сызрани, Средней и Нижней Волги - Иконы Сызрани

Два десятилетия сызранская икона была предметом нашего изучения. За это время икона с берегов Волги приобрела статус общеизвестного и неоспоримого факта, явления отечественной художественной культуры. К конфессиональной принадлежности авторов большинства икон, написанных в Сызрани, мы обращались во множестве работ. Настоящим изложением остается обобщить известные нам материалы.


На рубеже 18 и 19 веков в Сызрани и ее окрестностях формируется выразительный и легко узнаваемый стиль иконописи, апеллирующий к древним образцам, получивший в среде иконописцев и заказчиков наименование "греческий стиль". Из архивных материалов известно, что к 40-ым годам 19 века все иконописцы и их заказчики принадлежали старообрядчеству, а именно поморскому согласию брачного чина.


В это же время Сызрань приобретает репутацию главного иконописного города региона, куда стекаются иконописцы для найма или для обучения из соседних уездов - Сенгилеевского, Карсунского и некоторых других мест (Казани). Это связано с бурным развитием экономики уезда в середине 19 века, что способствовало появлению многочисленных заказчиков из числа местных купцов и промышленников. Иконы пишутся и под заказы, поступающие из других городов, - Астрахани, Ставрополя, Симбирска, Казани, Чистополя.


Художественный язык, сформулированный в Сызрани, а так же формальные признаки сызранской иконы (зачастую в стилизованном виде) в разное время воспроизводились иконописцами разных мест Симбирской, Саратовской, Самарской и Вятской губерний. Естественно, что эти иконописцы, так же принадлежали старообрядчеству. Наибольшее число известных нам иконописцев проживало кроме Сызрани в: селе Тереньга и Сенгилеевском уезде Симбирской губернии, городе Хвалынск Саратовской губернии, а так же селе Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии.



А.А. Кириков

Москва

Читать далее
СВЕРНУТЬ ТЕКСТ
  • Страница 1 из 7
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7